г. Челябинск, просп. Ленина, 26/А, стр. 2, оф. 601
(Здание бизнес-холла Бовид)
Пн - Пт: 8:30 - 18:00
Сб: 8:30 - 17:00
Вс: Выходной
Компания «ТЛК» — надежный поставщик логистических услуг из Китая по всей России

    Получите расчет стоимости
    Оставьте контакты и наш менеджер свяжется с вами
    Нажимая на кнопку "Получить расчет", я соглашаюсь с политикой обработки данных
    Знак обращения на рынке ЕАЭС — маркировка ЕАС

    Единый знак обращения на рынке Евразийского экономического союза (он же «маркировка еас») представляет собой три буквы EAC, что означает ЕврАзийское Соответствие (англ. EurAsian Conformity).

    Не путайте маркировки!

    В этой статье мы говорим о маркировке продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС, представляющим собой три буквы EAC (ЕврАзийскоеСоответствиеEAsianConformity). Этот знак наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия.

    Также в России действует система обязательной маркировки отдельных видов продукции специальными средствами цифровой идентификации и прослеживаемости, представляющими собой двумерные штрих-коды DataMatrix (похожи на QR-коды, но другие). Суть данной маркировки — учёт оборота определённых товаров с точностью до единицы продукции: от её производства до реализации конечному потребителю. Но эта статья не про неё.

    Во избежание недопонимания, мы будем избегать слова «маркировка», используя вместо него «знак обращения на рынке», ибо речь здесь именно о нём.

    Нормативная база

    Итак, знак обращения на рынке наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия в любой форме (сертификации / декларирования).

    Об этом явно говорит один из пунктов Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза:

    • Порядок применения единого знака обращения

    Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования её единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.

    Наказание за нарушение предусмотрено уже другой статьёй. Статьёй 14.46 Кодекса об административных правонарушениях:

    Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

    На этом явные законодательные требования к нанесению знака обращения на рынке заканчиваются, и начинается правоприменительная практика. С ней всё намного интереснее.

    Когда надо наносить знак обращения на рынке?

    Ответ очевиден — после подтверждения соответствия продукции требованиям всех техрегламентов, действие которых на эту продукцию распространяется. Также во всех техрегламентах в том или ином виде указано (как правило, во втором пункте раздела «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке»), что продукция должна быть маркирована знаком обращения перед выпуском её в обращение на рынке.

    Однако, ситуации на практике оказываются очень и очень разными. Например, производитель не может (или не хочет) наносить знак обращения, перекладывая это на плечи импортёра. Или наоборот, единожды договорившись с импортёром о выпуске только уже маркированной продукции, производитель отказывается выпускать её без маркировки, мотивируя это затратами на перенастройку производственных линий.

    Да и надо понимать, что продукция продукции рознь. Где-то возможно нанести маркировку простым и лёгким способом, а где-то реально требуется лезть в технологические процессы (например, если речь идёт о каком-то сложном способе нанесения этикетки на упаковку и/или изделие).

    Это огромное количество различных факторов, явно не описанных в нормативной документации, порождает не менее огромное количество вопросов от производителей, импортёров и продавцов, построенных по одному шаблону:

    На продукции (присутствует / отсутствует) маркировка, но (отсутствуют / имеются) документы о соответствии. Что будет, если я буду эту продукцию (ввозить / вывозить / реализовывать)?

    К великому сожалению, ответа на этот вопрос нет не то, что однозначного, а даже какого-то универсального, пусть и с какими-то исключениями. Сейчас постараемся объяснить, почему.

    Во-первых, обилие внутренних распоряжений и директив

    Когда дело доходит до принятия решения конкретным сотрудником конкретного надзорного органа в конкретной ситуации, этот сотрудник с почти 100% вероятностью будет руководствоваться не высшими законодательными актами, а внутренними распоряжениями и приказами своего руководства.

    Но распоряжения эти сегодня одни, завтра другие. Причём, может быть официальное письмо, носящее рекомендательный характер, а может быть неофициальное устное распоряжение непосредственного руководителя, которое сотрудники будут выполнять под банальным страхом увольнения.

    Поэтому, возвращаясь к проверке маркировки таможней: где-то проверяют так, где-то эдак, где-то не проверяют вовсе, где-то сообщают в Роспотребнадзор о выявленных нарушениях, где-то нет… Может быть, пару месяцев назад именно Ваш таможенный пост именно по Вашей продукции получил по шапке за то, что «проглядел» продукцию с маркировкой и без документов, а потому сейчас строго следит за этим.

    Во-вторых, взаимодействие между ведомствами

    Упомянутая выше статья 14.46 КоАП РФ (а также 14.43, по которой тоже можно понести ответственность за неправильную маркировку) относится к компетенции надзорных органов в сфере розничной торговли (Роспотребнадзора).

    Соответственно, таможенники, которые могут проводить визуальный осмотр непосредственно продукции (и досмотр, если надо) по этой статье привлечь к ответственности не могут, но могут направить данные в Роспотребнадзор с описанием признаков состава преступления. А могут и не отправить (см. «во-первых»).

    В свою очередь, Роспотребнадзор уже может возбудить дело об административном правонарушении. А может и не возбудить (опять же, см. «во-первых»).

    Да и таможня, в конце концов, если очень захочет, то может привлечь по «своей» 16.3. Более того, она может сделать это вместе с Роспотребнадзором, чтобы привлечь заявителя сразу по двум статьям (и такие случаи были).

    Наконец, суд может принять имеющиеся материалы в качестве доказательств нарушения, а может и не принять.

    Как Вы понимаете, вопрос здесь уже находится в плоскости не только трактовки тех или иных формулировок, но ещё и межведомственного взаимодействия. Причём, не столько на федеральном, сколько исключительно на местном уровне. А это взаимодействие регламентируется ещё бОльшим количеством внутренних распоряжений различного уровня.

    Что же всё-таки делать, если ситуация с маркировкой неоднозначная?

    Первым делом, разумеется — изо всех сил постараться не допускать таких ситуаций.

    Для этого ввозить образцы на испытания без знака обращения на рынке, а после получения сертификатов или деклараций — наносить знак на продукцию и ввозить её уже для реализации.

    Если же всё-таки ситуация такова, что документы есть, а маркировки нет (или наоборот: документов нет, а маркировка есть), то нужно максимально глубоко вникнуть в требования по маркировке конкретно данной продукции. Для этого сначала изучить все действующие техрегламенты на эту продукцию — там, как правило, содержится вся исчерпывающая информация.

    Затем надо изучить все действующие Решения, Постановления, Распоряжения, Приказы и Письма, в которых могут быть описаны какие-то нюансы по маркировке конкретной продукции. Далеко не факт, что такие документы вообще будут, но всё же это необходимо проверить. Самый простой пример — переходные положения по новым техрегламентам.

    Исходя из этого, уже можно хотя бы примерно понимать, какие могут быть последствия в конкретной ситуации с конкретной продукцией, и что можно сделать, чтобы эти последствия не были негативными.

    О чём ещё следует помнить: если Вы решили обратиться за сторонней консультацией, то старайтесь избегать любых советов в духе «у такой-то компании вот так было — вот чем всё кончилось». Теперь Вы понимаете, почему это в корне неправильно: потому что даже если Вы найдёте ситуацию, на 100% идентичную Вашей (хотя и такого практически не бывает), то в разное время к этой ситуации у надзорных органов может быть разное отношение.

    Если Вы ищете тех, кто поможет Вам в этом вопросе, то старайтесь найти не тех, кто высказывает своё решение по ситуации (пусть даже и обосновывает его), а тех, кто готов взять на себя ответственность за его последствия.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Закажите обратный звонок
      Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.