Demurrage
Термином «демередж» (обозначают штраф за слишком длительный простой грузового контейнера в терминале. Для каждого пункта хранения бесплатный разрешенный срок нахождения устанавливается индивидуально: в среднем он составляет от пары дней до двух недель. Если за это время перевозчик не забирает груз, ему начисляется описанный штраф за каждые лишние сутки – от 20 долларов.
Рассмотрим примерный расчет платежа за хранение в терминале с использованием условных значений. Допустим, речь идет о двух контейнерах разного объема – 20 и 40 футов.
- В первые 7 дней нахождение обоих контейнеров в терминале будет бесплатным.
- За следующие 7 дней хранение двадцатифутового обойдется в 40 долларов за сутки, сорокафутового – 50 долларов.
- Еще через неделю ставка за хранение возрастет до 50 и 60 долларов в сутки соответственно.
Detention
Детеншен — это еще один вид штрафа, который может взиматься за задержки уже после вывоза из терминала. Он применяется в том случае, если перевозчик вовремя не вернул пустой контейнер владельцу. Штраф рассчитывается по тому же принципу: за каждые сутки задержки после установленного разрешенного срока. Точная сумма и срок возврата устанавливает владелец терминала и тары. В зависимости от типа контейнера (например, с холодильным оборудованием) сумма детеншена может увеличиваться.
Рассмотрим пример расчета детеншен в контейнерных перевозках с условными расценками:
- В первую неделю аренда ничего не стоит.
- Начиная со второй недели, каждый день простоя должен быть оплачен по ставке 20 долларов.
Допустим, контейнер простоял на складе 15 дней. В этом случае владельцу придется заплатить 160 долларов (7 дней бесплатно и 8 – по 20 долларов каждый).
Ставки детеншена также зависят от размеров и характеристик контейнера, а также дополнительных условий, о которых могут договориться перевозчик и владелец.
Демередж и детеншен в контейнерных перевозках часто следуют друг за другом. Но не стоит их путать. Основную разницу между этими двумя штрафами коротко можно сформулировать следующим образом:
- Демередж относится к самому грузу, детеншен – к контейнеру, который используется для его транспортировки и хранения.
- При импорте и экспорте порядок начисления штрафов отличается. В случае с импортом первым взимается демередж, а в случае с экспортом – детеншен.
Комбинированное использование детеншен и демередж контейнера
Мы уже отметили, что оба этих вида санкций могут быть применены к одному и тому же грузу. Заплатить и демередж, и детеншен в контейнерных перевозках придется, если сначала груз слишком долго не покидает пределы терминала, а затем – задерживается на стадии разгрузки. Но одновременно оба штрафа начисляться не могут.
В числе наиболее распространенных причин задержек и, соответственно, санкций:
- Несвоевременная подготовка пакета бумаг. Если к моменту прибытия груза документы не готовы, простоев не избежать.
- Неточности и намеренное искажение данных. Если фактическое состояние груза не совпадет с заявленным, последуют длительные проверки, а значит – задержка.
- Таможенные проверки. Часто их инициируют при изменении габаритов или упаковки, участии в сделке подозрительных импортеров, а также при возникновении вопросов к самому товару.
- Длинный маршрут перевозки. Часто в этом случае владельцы идут навстречу и увеличивают бесплатный срок хранения за пределами терминала. Но начисление детеншена все равно возможно.
- Складские задержки.
Как избежать проблем?
Чтобы минимизировать риск наложения санкций необходимо тщательно планировать доставку с учетом возможных задержек, ответственно относиться к соблюдению сроков оформления документов, а главное – тщательно проверить товар и соответствие действительности всей заявленной в бумагах информации.
Перед отправкой стоит уточнить все сроки и условия, на которых может быть начислен детеншен и демередж контейнера. Кроме того, стоит заранее продумать все этапы доставки и разгрузки, обсудить с подрядчиками возможность форс-мажоров и согласовать действия в этом случае. Идеальный вариант – довериться опытному и надежному перевозчику, специализирующемуся на дальних контейнерных перевозках.